Присяжных Роза Мансуровна – педагог дополнительного образования КГБУ ДО «Алтайский краевой центр детского отдыха, туризма и краеведения «Алтай». Реализует дополнительные общеобразовательные (общеразвивающую) программы «Лестница успеха», «Школа юных вожатых». Рассказывает о своей истории.
«Всю свою жизнь я мечтала стать педагогом». Красивая фраза? Однако она не про меня. Так случилось, что я не сразу определилась с выбором профессии. Но все-таки я приняла решение стаь педагогом и посвятить себя воспитанию и обучению детей. Всю мою жизнь наставником для меня был мой папа, заслуженный учитель Татарстана. Был классным руководителем у старших классов, прекрасным географом, Ученики его очень любили за то, что он отдавал всего себя именно своим ученикам. Эта черта характера у меня, конечно же, от папы. Всю свою жизнь, не изменяя своей профессии педагога, я работаю с детьми: 12 лет я отработала с детьми – сиротами в детских домах Алтайского края, и вот уже более 20 лет работаю педагогом-организатором МКОУ «Тальменская СОШ №3». Много это или мало? Но, как ни странно, в ходе своей профессиональной деятельности мне часто приходилось чему-то учить окружающих, помогать, и это доставляло мне настоящую радость от причастности к судьбам людей. Педагогический опыт приходил поэтапно – вместе с опытом формировалось и педагогическое кредо – «Будь собой! Никогда не сдавайся, иди вперед, а если упал – поднимайся!». и вот уже я – педагог с большим педагогическим багажом за плечами, которым могу поделиться со своими молодыми коллегами.
Европейский философ XX века Альберт Швейцер говорил: «В первую половину жизни человек вбирает в себя все: знания, умения, навыки и опыт, а вторую половину жизни он должен отдавать накопленное». Так и в моей профессиональной деятельности получилось: я копила потенциал начиная с пионерских лет, затем была общественная организация СДПО (Сююз детских и подростковых организаций ), затем РДШ (Российское Движение Школьнкиов) 7 лет, где я была куратором этой организации, и вот сейчас придумали еще новое название РДДМ (Российское Движение Детей и Молодежи). В 2015 году, когда детские общественные органзации переименовали в РДШ, я стала куратором школьной первичной организации, которая стала опорной в нашем Тальменском районе, а раз она стала опорной, значит, я, как куратор, должна была стать наставником и помогать педагогам других школ создавать такие же првичные организации в своих школах. и все свои накопленные знания, умения и профессиональный опыт тем, кто в этом нуждается.
Наставничество очень актуально в наше время. Это доказывает Указ Президента нашей страны Владимира Владимировича Путина «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника», изданного «в знак высочайшей общественной значимости профессии учителя», что, безусловно, связано с реализацией национального проекта «Образование». В целом наставничество является мировой тенденцией, и оно охватывает все сферы деятельности, а в образовании является важнейшим условием в профессиональном становлении молодого учителя, в повышении педагогического мастерства, также значимо и в профессиональной ориентации учащихся. Наставничество сегодня — и популярный тренд, и осознанная необходимость.
В современном мире многие функции мозга успешно заменяют машины, однако, остаются те, что неподвластны искусственному интеллекту. Цивилизация развивается благодаря людям, которые творят и создают нечто новое во всех сферах жизни, и в этом смысле учителя спасают человечество. В настоящее время сфера наставничества в первую очередь развивает ребенка как личность и влияет на развитие у детей таких способностей, как творчество, воображение, эмоциональная вовлеченность, что и делает человека человеком. Наставничество помогает многим найти себя и не сбиться с пути. Наставник всегда «смотрит» с высоты своего опыта, а значит, может помочь своему подопечному избежать ошибок, которые делал он сам. Задача наставника - только «направлять» и мотивировать молодых специалистов решать свои проблемы самостоятельно. именно поэтому я решила помогать молодым педагогам нашего района, имеющим совсем небольшой опыт в проектной деятельности, освоить технологию проектной деятельности, защищать свой проект на азличных уровнях, правильно . Вместе с членами проектной команды «Лестница успеха», действующей на базе школы с 2015 года , учредителем которой является КГБУ ДО «Алтайский краевой центр детского отдыха, туризма и краеведения «Алтай», мы проводим обучени не только для проектных команд Тальменского района, но и краевые онлайн семинары – практикумы, видео уроки по проектной деятельности. Команда является неоднократным победителем региональных этапов и финалистом Всероссийского конкурса «Я – гражданин Росии». Я, как педагог-наставник, делюсь своим опытомс педагогами района и края в этом направлении. и мы, как наставники, радуемся, прежде всего, за успехи наших наставляемых.
Педагог-наставник. Так каким он должен быть? Конечно же, компетентным и мобильным, способным оказать квалифицированную методическую помощь. Помочь не только знанием и умением, но и добрым словом, советом. Создание системы наставничества предполагает определение основных направлений работы педагогов-наставников.
Наставник, на мой взгляд, должен обладать такими качествами, которые помогут расположить к себе молодых педагогов и раскрыться им в профессии. Это человек, способный помочь начинающим педагогам адаптироваться в коллективе, в профессиональном становлении и личностном развитии.
Находясь в постоянном взаимодействии с педагогами, я убедилась, что наставник и наставляемый являются равноправными участниками образовательного процесса. Как педагог-наставник, я стараюсь многому научить своих коллег, но и сама многому учусь у них; принимаю любого начинающего педагога таким, какой он есть, пытаюсь понять его внутренний мир, отношение к детям, к работе; предугадываю возможные осложнения в педагогическом процессе и своевременно предупреждаю о них; помогаю правильно разрешать сложные педагогические ситуации, что помогает мне овладевать «педагогическим чутьем», умением управлять педагогическим процессом без принуждения, с легкостью и быть в нем простым, обычным, но нужным человеком.
Результат наставничества можно считать удачным, если у педагога сформировался положительный опыт работы в школе, даже в каком то одном из направлений и появилась мотивация продолжать работу именно в этом учреждении. Я овладела необходимыми навыками и выработала собственную систему работы. Чтобы осуществлять наставническую деятельность, мало быть просто опытным высококвалифицированным педагогом, со своей сложившейся системой педагогической деятельности. Я постоянно развиваю свой творческий потенциал, нахожусь в научном педагогическом поиске, совершенствую свои формы и методы работы, осуществляю межличностное общение с коллегами (перенимаю чужой опыт и делюсь собственными разработками), выступаю на педагогических чтениях им. Верещагина. Подтверждением этому является мое педагогическое портфолио. Очень горжусь своими зуслуженными наградами: Знак правительства Алтайского края за развитие доброволдьчества в Алтайском крае и грант губернатора Алтайского края в региональном конкурсе лучших педагогических работников в номинации «Передовой педагог».
Важно помнить, что в наставничестве выигрывают все стороны, кто-то получает умения и навыки, опыт и уверенность, а кто-то – профессионально подготовленные кадры. А вот должность это или миссия, решает каждый для себя самостоятельно. Главное, что цель у наставника и педагога общая - дарить свою любовь и заботу детям и помогать коллегам!
Я благодарна судьбе за то, что в выборе профессии не ошиблась. Я счастливый человек. Я искренне верю в свое призвание, как в основное дело своей жизни, и умею отдаваться ему в полной мере. Я не утратила оптимизма и все ещё осваиваю, ищу, пробую, творю. Я живу, люблю, радуюсь каждому дню, который приносит мне новые открытия, дарит мне новые встречи, дает возможность ощутить себя нужной частью этого мира.»
Присяжных Роза Мансуровна